Уральская железорудная провинция охватывает территории Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Курганской областей России и Республики Башкортостан. Железорудные месторождения сосредоточены в эвгеосинклинальной области Уральской палеозойской геосинклинали в виде линейно вытянутых железорудных зон. Общие разведанные запасы в 74 месторождениях составляют 14 613,3 млн. тонн по категориям А+В+С1+С2, в том числе по категориям А+В+С1 - 9117,6 млн. тонн и прогнозными ресурсами 1988 млн. тонн. Самая большая доля (87,8%) прогнозных ресурсов приходится на скарново-магнетитовые руды. Именно скарново-магнетитовые месторождения составляют основу сырьевой базы предприятий черной металлургии Урала.
Однако, несмотря на значительные запасы и прогнозные ресурсы железных руд Урала, по количеству разведанных запасов (15,9%), добыче сырой (21,7%) и производству товарной (19,8%) руды Уральская провинция занимает второе место после Курской. Железорудная база Уральского района находится на грани истощения в результате длительного срока интенсивной эксплуатации месторождений, а также неоднократной реконструкции металлургических предприятий Урала в сторону увеличения их мощностей без учета сырьевого потенциала. В результате дефицит в товарной руде приходится покрывать за счет поставок ее из Центральных районов Российской Федерации, Северного Казахстана и частично из северных районов. Фактически свыше 60% мощностей по добыче железной руды и около 80% разрабатываемых запасов находятся в Центрально-черноземном и Северо-западном районах Европейской части России, где размещено только 32% мощностей предприятий черной металлургии. В то же время свыше 68% мощностей металлургии сосредоточено на Урале и Сибири, где имеется лишь 33% мощностей по добыче и около 20% разрабатываемых запасов на месторождениях, большинство из которых может обеспечить работу горнорудных предприятий только на 10-20 лет. В результате сложилась традиционная схема грузопотоков, в соответствии с которой на металлургические заводы Урала и Западной Сибири ежегодно завозится около 55% потребного железорудного сырья. При увеличении стоимости дальних перевозок существенно увеличивается и себестоимость добычи сырья и производимой продукции. В этих условиях остро встает проблема укрепления местной сырьевой базы металлургических предприятий Урала за счет открытия новых промышленно-рентабельных месторождений скарново-магнетитовых руд.
Полные данные о работе |
Геологический факультет МГУ |
|