Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук.
Бабарина Ирина Ивановна
|
Cодержание
|
Глава 4. Деформации комплексов пород центральной части Кукасозерского сегмента. Структура Хирвинаволок (Южный борт).
Центральная часть сегмента сложена разновозрастными комплексами нижнего протерозоя и в структурном отношении имеет сходное строение с восточным флангом. Шовная зона, разделяющая Южный и Северный борта структуры, скрыта под водами оз. Кукас, ширина которого достигает здесь трех километров. На обоих бортах в береговых частях породы образуют асимметричные складки, наклоненные в сторону сутуры, что свидетельствует о наличии конвергентной складчатости в зоне сочленения Беломорского и Карельского мегаблоков. Комплексы претерпели те же деформации, что и в пределах восточного фланга. Для детальных исследований был выбран небольшой участок Хирвинаволок в пределах Южного борта сегмента.
Участок Хирвинаволок занимает территорию одноименного мыса на южном берегу Кукаса и сложен нижнепротерозойскими комплексами сумия и людиковия, находящимися в тектонических соотношениях. Породы хорошо обнажены и образуют асимметричные пологошарнирные складки северно-восточной вергентности. Структура осложнена наложенным широтным разрывом, косо срезающим оси складок. Разрыв субпараллелен простиранию сутуры и имеет взбросовую кинематику; поднято северное крыло, где в ядре крупной антиформы обнажаются сариолийские конгломераты. Крылья складки образованы метакарбонатами людиковия, которые к югу от разрыва имеют значительно большее распространение и чередуются с амфиболитами, вероятно, имеющими аналогичный возраст. Кроме того, отмечаются тектонические линзы метагабброидов, ориентированные субпараллельно осевым поверхностям складок.
Выделяемые этапы деформаций коррелируются с проявленными в пределах восточного фланга сегмента.
Данные геометрического анализа показывают, что структура участка Хирвинаволок центральной части Кукасозерского сегмента имеет особенности, которые характерны также для Карельского борта юго-восточного фланга. Первые четыре этапа деформаций осуществлялись в едином поле напряжений, о чем свидетельствует пространственное распределение линейных и плоскостных элементов. Установлена последовательная смена во времени пластических деформаций хрупкими с синхронным изменением тангенциального сжатия на радиальное. Направление тектонического транспорта при пластических (Dn+1) и хрупкопластических деформациях (Dn+2) определяется по вращению будин (первый этап) и вергентности складок (второй этап). По этим признакам перемещение материала происходило с юга на север (в современных координатах). На третьем этапе осуществлялась преимущественно хрупкая деформация с сохранением ориентировки оси сжатия. При этом ранее сформированные структуры подверглись расплющиванию с формированием взбросов и прямых складок.
Полные данные о работе |
Геологический факультет МГУ |
|